ло того, что отняли то, что было дано, но отняли и саму жизнь, причем жизнь вечную, потому что под тьмой кромешной подразумевается тьма, которая «за кромкой», т.е. за пределами всего.

Конечно, с точки зрения мирской морали и обычаев, это крайне несправедливо. Но мы должны смотреть с другой точки зрения, и никакая мирская мораль — что и показывает, в частности, эта притча, хотя она не только это показывает — совершенно не является критерием того, как нам себя вести как членам Церкви Божией. Как члены Церкви Божией, мы должны из всего извлекать прибыль. Мы все время извлекаем прибыль там, где мы не сеяли, и там, где мы не расточали, мы собираем, потому что Господь нам все подает, если только мы этого взыскуем. Но что это за прибыль? Это, конечно, не та прибыль, которую ищут люди для того, чтобы жить в мире сем. Это та прибыль, которую мы должны искать, чтобы жить в Царствии Небесном. А мы уже знаем, что это та самая прибыль, о которой хорошо сказал выходец из купеческого сословия преподобный Серафим Саровский: это благодать Святого Духа; что дает для нас больше благодати Святого Духа, то и является для нас самым полезным делом. Святой Серафим рассказывал, как в его семье (он в детстве это видел) все торговали, и купцы старались заниматься тем видом торговли (а мы бы сейчас сказали: бизнеса), который приносит больше прибыли. И вот именно по такому принципу мы должны действовать в христианстве, только прибыль у нас должна быть христианской — благодать Святого Духа. А что такое благодать Святого Духа? Благодать Святого Духа — это и есть Сам Бог, это не что-то тварное, что дарует нам Господь (хотя Он нам дарует и много всего тварного, но это не есть благодать Святого Духа, и мы не должны к этому стремиться), а это тот дар, который есть Он Сам — Он дарует нам Самого Себя. Именно это есть Царствие Небесное, именно ради этого мы должны жить и подвизаться, и именно ради этого совершались в средние века крещения разных государств и целых народов, как это произошло в Армении, а потом, гораздо позднее, на Руси.

И для того, чтобы нам получить Царствие Небесное, мы должны благодарить Господа за все Его дары, которые Он нам дает, в том числе за все тварные дары, но просить все время нетварного — того, что мы не могли сами посеять, не могли сами расточить, чтобы потом собирать; но это именно то, что мы больше всего должны собирать и растить, потому что за нас посеял и дарует нам все это Сам Господь. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz