О прощении обид.
Слово на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

14/27.09.2003

Праздник Креста продолжает иудейский праздник Дня Очищения. Чтобы примириться с Богом через Крест, мы должны примириться друг с другом. Как узнать, обижаешься ли ты на кого-то? Надо интересоваться не тем, кто нас любит или не любит и кого мы любим или не любим, а только тем, как исполнить волю Божию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который установлен в память обретение Креста царицей Еленой. Но на самом деле этот праздник, как об этом говорят и древние отцы Церкви, например, святой Ефрем Сирин, продолжает иудейский праздник Дня Очищения. В ветхозаветное время было у иудеев два главных праздника (точнее говоря, их было три, но два из них сливались в один) - Пасха и День Очищения. И вот, оба они перешли, только изменив, конечно, свое содержание, в новозаветную христианскую Церковь. А изменили они свое содержание потому, что все установления Ветхого Завета, в том числе и все праздники, которые были у иудеев, всегда являли собой указание на то, что имеет открыться впоследствии, с пришествием Мессии, - на христианство. И вот, подобно этому и праздник Дня Очищения перешел в Церковь христианскую. И до сих пор мы в этот день храним пост. А почему этот день постный? Потому что точно так же еще в Ветхом Завете в праздник Дня Очищения был положен пост, иудеи и сейчас соблюдают однодневный пост в праздник Дня Очищения. Точно так же он есть и у христиан.

А что же общего между Христом и этим иудейским очищением? Уже в самом богослужении очень много общего, потому что в День Очищения, как написано в Книге Левит, первосвященник входил во Святое Святых с кровью козлей и окроплял ею очистилище, т.е. верхнюю крышку Ковчега Завета, которая была так устроена, что могла собирать в себя кровь, и была сделана из негниющих древ. Подобно Ковчегу Божию, и Крест Господень был сделан из негниющих древ. Только вместо крови жертвенного животного Крест Господень окропила кровь Агнца, закланного за грехи мира. И как в Ветхом Завете за грехи всего народа, так и кровь Христова пролилась за грехи всех людей, уже не только народа иудейского, а всех тех, кто захотел примкнуть к народу Божию, Новому Израилю. И поэтому неудивительно, что один праздник продолжает другой - праздник Креста продолжает праздник Дня Очищения.

Но День Очищения это также был день, когда прощались долги, когда оставляли друг другу всякие обиды и невыполненные обязательства, и когда нам особенно уместно вспомнить слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Потому, если мы хотим через пролитую на кресте кровь Христову примириться с Богом, мы должны, как об этом многократно говорится в Евангелии по другим поводам и как сказано в молитве "Отче наш", примириться друг с другом. То есть мы должны примириться, собственно говоря, со всеми - по крайней мере, примириться настолько, насколько это возможно с нашей стороны. Потому что примирение есть дело обоюдное, и мы не можем нести ответственность за другую сторону, не можем нести ответственность за то, простят нас или не простят; но мы должны со своей стороны простить и тем самым (потому что это самое главное условие) сделать все, чтобы нас простили те, кого мы обидели. Мы должны постараться исполнить то, что мы кому-то обещали, а если не можем исполнить, то покаяться в этом и попросить прощения у людей, которых мы подобным образом подвели; ну, а самое, конечно, главное - это не в деловых, а именно в душевных отношениях простить всем долги. Потому что мы не можем думать, что сегодняшний праздник, и вообще Крест Христов, и вообще христианство принесет нам какую-то пользу, даже если мы будем в Истинной Церкви и будем молиться, исповедаться и причащаться, если мы сами будем держать на кого-то обиды.

Но нам может показаться, что мы не держим вроде бы ни на кого никаких обид. Потому что, конечно, хорошо, если мы замечаем свои обиды, потому что тогда нам легче с ними бороться, тогда мы просим у Господа сил на покаяние и либо сразу, либо не сразу наши обиды уходят; но к сожалению, гораздо чаще мы думаем, что мы не обижаемся на кого-либо и потому не просим у Господа силы оставить эти обиды. Но на самом-то деле мы обижаемся, но просто не хотим себе в этом признаться. А как это узнается? Когда мы, например, узнаем, что с человеком, на которого мы в обиде, происходит что-нибудь плохое, мы испытываем чувство, не дай Бог, радости или какого-то удовлетворения, - а это значит, что мы что-то против него имеем. Если у людей какие-то нехорошие планы, - тогда мы можем радоваться тому, что эти планы не удалось реализовать. Но одно дело - радоваться тому, что не осуществились какие-то злые намерения, а другое дело - радоваться чьему-то несчастью. Если какой-то человек, пусть он даже трижды затевал что-то нехорошее, оказывается в беде, нам здесь радоваться совершенно нечему. Конечно, слава Богу, если человек не получил сил сделать какое-то зло, но в то же время весьма огорчительно, что этого удалось добиться только путем нанесения этому человеку какого-то ущерба. Потому что мы можем знать про других и про себя, что Господь из всех возможных решений выбирает самое милостивое, в отличие от того, что могли бы выбрать мы; и если действительно нельзя было остановить человека более мягкими средствами, то значит, нельзя. Мы должны это понимать и в отношении других, и в отношении себя. Но когда с другим человеком что-то происходит, и мы об этом узнаем, то мы по своей реакции можем судить, обижаемся мы на этого человека или нет. У нас никогда не должно возникать того, что в Советском Союзе называлось "чувством глубокого удовлетворения", по поводу того, что у кого-то случилось какое-то несчастье или не удались какие-то планы, пусть даже и плохие. Потому что одно дело - наше удовлетворение по поводу того, что не сбылись какие-то злые планы, а другое дело - наше отношение к человеку, который вынашивал эти планы. Здесь ни в коем случае нельзя позволять себе увлекаться чувствами злорадства, мести и подобными, которые возникают у нас от обиды.

Поэтому будем все время помнить изречение святого аввы Дорофея о том, что человек, который начинает сам обижаться на обидевшего, подобен собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень. Потому что никакой человек не является для нас источником зла, хотя, может быть, сам для себя он и является источником зла - но ни в коем случае не для нас. Для нас источником зла является только наша злая воля, которая делает необходимым для нашего смирения и исправления какое-то зло в нашей собственной жизни. Приходит ли это зло через каких-то людей или через стихийные бедствия - это совершенно неважно, потому что все это попущено Богом по необходимости, а сам по себе никакой человек нам ничего сделать не может ни плохого, ни хорошего, потому что все от Бога. И наша любовь к людям должна исходить не из того, что они делают нам что-то хорошее, потому что это, прежде всего, Господь, а не они делают нам хорошее, - а из того, что есть заповедь о любви к ближним. И мы должны сами стараться быть орудиями Божиими, чтобы делать добро всем остальным. Вот это и будет любовь Божия. А если у нас будет любовь человеческая, то тогда будет и ненависть человеческая, и мы кого-то будем любить, а на кого-то обижаться, - а тогда получится, что Крест Христов для нас бесполезен, потому что мы сами не хотим сделать того, о чем просим Бога в отношении себя. А Господь нам в Евангелии совершенно ясно говорит, что Он не будет нас спасать и прощать, если мы сами не прощаем.

Некоторые люди говорят, что вот, как трудно жить по-христиански. Если жить мирскими интересами, то жить по-христиански не то что трудно, а просто невозможно; не стоит и начинать. Если же все-таки хочется жить по-христиански, то надо понимать, что тогда и интересы должны быть другими. Тогда мы не должны интересоваться тем, кто нас любит, а кто нет, кого мы любим, а кого не любим, кем из людей мы интересуемся, а кем нет, - а должны интересоваться только волей Божией, чтобы она совершалась относительно нас, а через нас относительно всех прочих людей. И тогда мы не будем ни на кого обижаться и будем стараться всем приносить то маленькое добро, которое, может быть, Господь через нас захочет сотворить. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

купить сорт семян auto ak fem в Перми
Hosted by uCoz