5/18.12.2004
Св. Савва - пример не только монашеского жития, но и стояния за православие. Бурная жизнь святого. Он начинал монашествовать в нищете, но потом вокруг него образовывались целые лавры. Господь дает нам то, чего мы и не ждем, поэтому грешно роптать. Если мы будем стараться жить по-христиански, то Господь нам даст все потребное; если же мы будем грешить, Он будет нас вразумлять. Отчаиваться не надо ни в каком случае.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святого Саввы Освященного. Это один из особо празднуемых святых
в нашем календаре, а в нашем календаре он потому один из особо празднуемых святых,
что таков Иерусалимский устав, которому следует наш календарь. А в Иерусалимском
уставе особо празднуемыми являются все основатели палестинского монашества,
и в их числе один из самых главных - это празднуемый сегодня Савва Освященный.
И поэтому, конечно, мы должны праздновать его память в ряду тех святых, которые
являются отцами и учителями для монахов, особенно монашества общежительного,
это все так. Но это не только так. Потому что другой пример, который являет
его жизнь, это пример стояния за православную веру. Потому что в то время, когда
он подвизался в Палестине, именно среди монахов были распространены разные ереси,
и среди монахов его собственного монастыря они тоже получили распространение;
там были большие беспорядки, доходило просто до драк и смертоубийства, и в результате
святому Савве пришлось покинуть монастырь, когда там уже наладилась жизнь и
было много монахов, потому что он не мог утвердить там православие, поскольку
его не слушались. Поэтому он ушел в другое место, где вокруг него собрался еще
один монастырь.
Жизнь св.
Саввы была и очень долгой, и очень бурной и тяжелой, и многократно она проходила
через такие периоды, когда казалось, что все безнадежно, что дело его жизни
рушится; и как сначала он подвизался в пустыне, где просто даже можно было умереть
от суровости жизни, но он не только не умер, но преуспел в подвигах, так и потом,
когда важнейшим для него делом стало духовное попечение над собравшимися к нему
монахами, все время все оказывалось не слава Богу, и монахи эти впадали не только
в те грехи, в которые обычно впадают люди и в том числе монахи, а и в те грехи,
в которые люди впадают не всегда, а именно в самый худший грех - ересь. Но святой
Савва оставался непоколебимым, был готов начинать и на самом деле начинал с
начала и прямо с нуля, и Господь его не оставлял, и за долгую жизнь святого
времена духовного оскудения успели смениться временем больших побед и успехов.
Хотя, конечно, мы знаем, что далеко не со всеми святыми происходило так, потому
что многие святые умирали при видимом поражении того дела, которому они служили
на земле. Бывает так и бывает сяк.
Но мы должны
понимать, что нам главное, чтобы победа была на том свете, чтобы победа была
у Господа. А на земле она может проявляться по-разному - может проявляться тоже
как победа, чему пример жизнь святого Саввы, а может проявляться и в поражении,
чему пример хотя бы святой Максим Исповедник. Но нас, истинно-православных христиан,
особенно вот в каком смысле должен вдохновлять пример святого Саввы. Св. Савва
без всяких материальных возможностей, в полной нищете начал монашескую жизнь,
и вокруг него собирались огромные лавры и монастыри. Откуда это все возникло?
Откуда это все пришло? Это пришло потому, что пришли люди, которые хотели служить
Господу и хотели, чтобы святой Савва ими руководил, и постепенно пришло и то
материальное, что было необходимо. Вот так же и мы. Если мы хотим быть истинно-православными
христианами в миру, даже хотя бы и мирянами, не обязательно монахами, мы оказываемся
как бы одни, почти никого рядом нет, материальных возможностей для того, чтобы
строить какие-то храмы, у нас почти никогда не бывает. Но однако потом жизнь
как-то так поворачивается, что Господь дает. И вот, нам Он дал этот храм. Если
рассудить, как бы мы могли получить в черте города храм, будучи истинно-православными
христианами, ответ тут только один: никак. Потому что даже построить небольшой
дом где-нибудь в деревне сейчас трудно, и это потребовало бы таких материальных
средств, которых у небольшой кучки верующих не было бы. Но Господь посылает
то, чего мы и не ждем.
И поэтому
сейчас просто грешно нам роптать и говорить, что у нас нет того или сего, что
вот такие опасности для нашей Церкви или для наших приходов, что истинно-православных
христиан очень мало и все они бедны и не имеют никакой силы и власти. С одной
стороны, все это так. А с другой стороны, говорить при этом, что дело православных
христиан обречено, - совершенно неправильно. Во-первых, если даже оно на земле
при нашей жизни и обречено, о чем мы знать не можем, то и тогда это не повод,
чтобы им не заниматься, потому что наше дело все-таки не на земле, и то, что
мы делаем на земле, мы делаем для небес. Но промысел Божий не так прост, как
нам иногда это кажется, и как нам этого иногда хочется; он всегда гораздо сложнее
того, что мы можем помыслить. Бывает, что и на пустом месте возникает то, что
должно обеспечивать нас материально; а бывает, что мы, наоборот, лишаемся того
материального, что у нас есть.
И поэтому
совершенно не надо смотреть на то, какие мы бедные, как нас мало, как никому
не интересно это православие, а тем более какое-то непонятное истинное православие.
Потому что хотя все это так, но из этого совершенно ничего не следует относительно
нашего будущего. Относительно нашего будущего все следует только исходя из воли
Божией. Но волю Божию во всех отношениях мы знать, конечно, не можем и даже
не будем пытаться это сделать. Есть некоторые простые правила, которые Самим
же Богом открыты для православных христиан, по которым мы должны поступать,
чтобы располагаться по воле Божией. А именно, если мы будем на своем месте и
с теми возможностями, которые у нас уже есть в данный момент, делать то, что
от нас требуется, если мы будем жить по-христиански, будем жить как верующие
люди, а не как неверующие, которые всего боятся, то тогда Господь нам даст Свою
помощь и во всем остальном - и в духовном, и в материальном. И тогда будут происходит
всякие чудеса и неожиданные события, и мы получим все, что для нас будет нужно.
Если же мы
будем говорить, что у нас нет того и сего, ссылаться на разные обстоятельства,
которыми мы думаем себя извинить, и говорить, что вот поэтому мы не подвизаемся,
поэтому те, кто хотят монастыря, сейчас не живут по-монашески, потому что монастыря
и устава у них нет, а те, кто хотят в миру жить хотя бы более-менее прилично,
тоже чего-то ждут, вместо того, чтобы прямо сейчас начать это делать и жить
по заповедям, то, конечно, этим мы будем гневить Бога. А если мы будем гневить
Бога, то Он будет нас вразумлять жесткими методами и лишать того, что мы сейчас
имеем, но не замечаем и не благодарим за это. И когда мы это потеряем, мы будем
очень жалеть о том времени, когда у нас это было, а мы не пользовались. Но и
тогда тоже не надо отчаиваться, если все-таки такое бедствие нас постигнет,
а надо подходить к этому тоже по-православному. Надо каяться и говорить: "Господи,
помилуй!", надо благодарить Бога, что хотя бы таким жестким способом Он
нас вразумил и дал понять Свою волю, каяться, и тогда все равно все выправится,
по крайней мере, все, что касается нашего душевного спасения. Поэтому отчаиваться
не надо ни в коем случае. Лучше нам быть наказанными Богом, чем не наказанными.
И надо радоваться, если Господь нас наказывает и лишает чего-то. Конечно, надо
печалиться о грехах, которые мы за собой осознали, но в то же время надо радоваться
о том, что мы приходим в сознание своих грехов и имеем возможность исправиться.
Ведь если Господь послал нам какое-то бедствие, то это означает, что Он ждет,
чтобы мы исправились, и что мы уже имеем возможность исправиться, и нам нужно
только этой возможностью воспользоваться. Аминь.
Обсудить
можно
|